Звезда мамбы зажглась на танцевальном небосклоне сравнительно недавно. Этот танец появился в 40-е годы прошлого века в результате совместного творчества прославленных танцоров и хореографов Одилио Урфе и Арсенио Родригес. Чуть позже в 1945 году музыку нового танца, возникшего на переплетении латиноамериканской традиции и американского джаза, записал в Мексике оркестр Переса Прадо, кубинца по рождению. Танец получил задорное имя «мамба», и сразу же с момента появления на свет начал свое триумфальное шествие по всему миру, завоевывая сердца миллионов поклонников.
Интересно, что название мамбо приписывают знаменитым колдунам Вуду, умевшим погружать человека в гипнотический транс. Считалось, что они сумели вложить в мамбо часть своей магии. Как бы то ни было, но танец мамбо был осужден католической церковью в ряде латиноамериканских стран или запрещен властями в других. Но, превратившись в запретный плод, мамбо только выиграло. Число поклонников танца росло с каждым днем.
Первоначально она исполнялась как румба с замедлением в конце темпа, т.е. на 4
удар в ритме 4/4. Некоторые музыканты использовали ритм 2/4, замедляя соответственно 2 и 4 удар. Кубинцы и танцоры без большого опыта используют задержку на любом ударе.
В отличие от сальсы, меренги, ламбады, мамбо не имеет четко выраженных фольклорных корней. Оно создавалось искусственно, и потому вполне закономерно то, что в разных регионах его танцуют по-разному.